Специфика реставрации рам (Е.А. Севастьянова, ГРМ)
В специфике реставрации картинных рам выражена их функциональность,- являясь музейными экспонатами, рамы служат утилитарным целям. В связи с этим, в реставрации рам первостепенное значение приобретает прочность конструкции. Не менее важна их эстетическая функция: подчиненная живописи роль требует цельности обрамления и отсутствия отвлекающих внимание моментов. При этом рамы являются составляющей частью структуры музейного интерьера, для которого характерна архитектурная концепция реставрации. Следовательно, реставрация картинных рам не должна ограничиваться консервацией. Сохраняя внешние следы естественного старения, следует устранять реставрационным путем механические повреждения, т.к. они искажают замысел автора эскиза, исполнителя и способны помешать общению с живописью.
Содержание и последовательность реставрационных работ определяется в каждом случае индивидуально. Это неизбежно, ввиду огромного разнообразия материалов и технологий, применяемых в изготовлении рам. Обозначить круг проблем, с которыми встречается реставратор, поможет краткий экскурс в историю эволюции картинных рам.
Используемый материал и технология изготовления рам, начиная с деревянной основы, менялись в связи со стилистическими требованиями и способами производства.
Рамы рокайльно-барочных форм XVIII века, цельнорезные или сборные, в зависимости от размера, делались в основном из липы. Этот мягкий и наиболее пригодный для резьбы материал часто применялся для изготовления рам, представлявших собой сплошную сложносплетенную орнаментальную композицию, маскирующую конструкцию. К концу века. Когда конструкция рамы получила приоритет перед декором, липу заменила сосна.
В рамах раннего классицизма и позднее, багетная основа лишь декорировалась наставными и накладными резными украшениями. Навершия и элементы декора, выходящие за пределы основы, часто дублировались холстом с тыльной стороны.
К середине XIX века большую популярность получила техника накладной мастики, различные виды тиснений по сырому грунту, покрытия в виде всевозможных имитаций. Главным требованием к древесине стала ее дешевизна и предпочтение было отдано хвойным породам.
Древесина и ее конструкции чутко реагируют на колебания температурно-влажностного режима. Его перепады особенно пагубно для большемерных рам. Деформация их листелей неизбежна при хранении в демонтированном виде. Основу массивного багета для рам большого формата склеивали из отдельных реек, что до известных пределов снижало опасность его деформации. В последствии в производстве большемерных рам стал применяться облегченный заменитель багета, в котором цельный массив имитировался тонкими лицевыми плоскостями, создающими полую конструкцию, зафиксированную с тыльной стороны врезными элементами. Рамы из подобного багета особенно подвержены деформации и требуют хранения в специальных условиях.
В основе конструкций большинства рам лежит соединение листелей под прямым углом на «ус». Способы примыканий, используемые в конструкциях, определяются характером крепления. Это может быть любой вид шпонок, дополнительные крепления накладной и врезной косынкой, примыкание внакладку на клей и гвозди или сквозные шипы и нагели.
Ослабление конструкции связано с нарушением прочности угловых соединений. Конструкция теряет прочность при расхождении клеевых швов на стыке листелей. Восстановление деревянной основы — одна из главных задач в реставрации рам. Но значительно больше проблем связано с укреплением грунтов. Идентичность материалов и техники резных левкашенных рам и иконостасной резьбы позволяет воспользоваться сведениями по технологии золочения, относящимся, преимущественно, к иконостасам. Список рецептур золочения пополнялся на протяжении XVIII и XIX веков. Множество способов и приемов, сходных, противоречивых, принципиально различных и взаимоисключающих обуславливает нынешнее состояние сохранности грунта и позолоты. Индивидуальный подход к каждому экспонату практически неизбежен, т.к. реставрационные работы по укреплению грунтов исходят из технологических и технических особенностей их нанесения. Этот факт объясняет отсутствие более или менее единой методики по реставрации золоченой резьбы.
Более цельную картину являет собой фабричное рамное производство конца XIX- начала XX веков, механизированное и вооруженное сходной технологией. Однако именно эти рамы в настоящее время менее остальных нуждаются в сплошном укреплении грунта.
В процессе эволюции рам декоративная резьба, левкас и позолота уступают место имитациям. Качество древесины, сложнейшие способы грунтования и золочения отходят на второй план. В XIX веке резные рамы изготавливались по специальным заказам и занимали скромное место в фабричном масштабе производства.
Накладные орнаменты выполнялись в различных материалах. Декорировка рам отлитыми из гипса орнаментами привлекала сравнительной простотой изготовления и высоким качеством воспроизведения. Но хранение гипсовых рам связано со многими сложностями. Гипс тяжел, чувствителен к механическим воздействиям, гигроскопичен. Процесс его деструкции вызывает пластические деформации и начинается уже при 3-х -5-ти процентном влагонасыщении. Столь же непрочен накладной декор из папье-маше, деформирующийся, ломкий и расслаивающийся. Его реставрация – длительный и трудоемкий процесс.
Самой популярной техникой в отделке рам со времен строгого классицизма и до наших дней стала мастика. Мастичная декорировка рам делится на два вида техники исполнения: оттиск орнамента в серной или гипсовой форме и тиснение по слою сырой мастики металлическим роликом с обратным рельефом. Первый способ отделки в России восходит к
XVIII веку, второй относится к развитому фабричному производству.
Восполнение утрат мастичного орнамента – один из наиболее отработанных процессов в реставрации рам. Рецептура реставрационной мастики, разработанная в ГРМ, применяется в течение длительного времени и соответствует необходимым требованиям. При восполнении утрат фрагментов орнамента снятых с формы, трудностей не возникает, т.к. процессы изготовления и реставрации идентичны.
Восполнение утрат тисненых орнаментов значительно сложнее. При двойном оттиске по мастике (форма — оттиск) качество моделировки уступает совершенству металлического ролика в нюансировке орнаментальной поверхности и предполагает дополнительную проработку микроинструментами.
Типичные для мастики виды разрушений — утраты фрагментов орнамента в результате ослабления связи с грунтом и механические повреждения орнаментальных элементов, выходящих за пределы деревянной основы. Характерны разрывы вследствии усадки мастики; на тонком слое с рельефным тиснением они принимают вид параллельного кракелюра. Степень сохранности декора зависит от состава мастики. Это область для особого исследования. Очевидно, что в позднее время прочность мастики приносилась в жертву ее способности к тонкой передаче моделировки, что объясняется различиями стилистических концепций. С середины XIX века пластические мастичные орнаменты приняли графическую трактовку; материал утратил самоценность и превратился в исходную субстанцию для создания имитаций.
Виды декоративных покрытий рам отличаются широтой диапазона: от сложных высокохудожественных комбинированных золочений XVIII века до дешевых имитаций разнообразных материалов фабричной продукции. Подобный разброс предполагает дифференциацию методики проведения тонирования реставрационных восполнений. Завершающий процесс реставрации представляет собой центральную проблему реставрационной этики, т.к. определяет соотношение подлинного и реставрационного в экспонате. Долгое время этап окончания реставрации фактически являлся поновлением, т.к. сводился к полной перебронзировке рамы. Подобным образом достигалась необходимая для рамы цельность, она могла нести свою утилитарную функцию, но утрачивала эстетическую ценность подлинника.