Архип Иванович Куинджи. Часть 3
«Молчаливый период»
В 1882 г. Куинджи прекращает публично представлять свои новые работы, отказываясь от выставок. Этот почти тридцатилетний период получил название «молчаливый». Соратники художника не понимали, в чем дело, тревожились за него. Сам Куинджи сравнивал себя с певцом, теряющим голос, и говорил, что негоже показываться на людях, если не сумеешь спеть так, как раньше. Достигнув невероятных высот в мастерстве, Куинджи уже не мог превзойти самого себя и решил остаться в людской памяти как значимый художник, а не как талант, сошедший со временем на нет.
Зная, что его лучшие работы уже созданы, Архип Иванович продолжал заниматься живописью, теперь в основном уже в качестве преподавателя. В 1894–1897 гг. он руководит пейзажной мастерской в Академии художеств, наставляя таких талантливых художников, как Рерих, Рылов, Богаевский, Борисов, Пурвит и прочие. В 1897 г. Куинджи участвовал в забастовке студентов. За это он провел 2 дня под домашним арестом и был отстранен от преподавания. Но художник не мог отказаться от полюбившегося ему дела. Он был вынужден давать частные уроки, консультировал дипломные работы. В 1898 г. известный живописец на свои деньги организовал зарубежную поездку для учеников, отдав Академии 100 тысяч рублей для реализации этого проекта. Когда молодые художники создали Общество имени А. И. Куинджи, мастер пожертвовал в его пользу все свои картины, финансы и земельные угодья в Крыму.
«Ночное» — напоминание о раннем периоде
За время «молчаливого периода» Куинджи создал немало работ, среди которых ценители антиквариата особо выделяют «Дубы», «Закат в степи», «Облако», «Ночное». Картина «Ночное» наиболее близка к работам Куинджи времен его творческого расцвета. Чистый, звонкий летний рассвет изображен с помощью множества оттенков неба, которые в другой гамме повторены в отражении речной воды. Узкий серп луны читается очень четко, снова характеризуя Куинджи как выдающего мастера света. На берегу стоит лошадь, чей темный силуэт составляет выразительный контраст с льняными оттенками неба. Эта деталь привносит в картину особое очарование. Летний рассвет в степях Днепра в исполнении Куинджи тих и лиричен, проникнут светлыми чувствами. Немало поздних полотен Куинджи тяготеет к открытой постановочности, но в «Ночном» сосредоточено эмоциональное волнение художника, его ощущение отдельных моментов жизни.
Исследователь творчества художника Новоуспенский отмечает, что Куинджи был прав, не делая свои поздние работы достоянием публики. Несмотря на свою многоплановость и веяние новых тенденций, которыми не мог не проникнуться Куинджи, работая над ними, они были бы приняты достаточно холодно, потому что настало новое время в развитии русской живописи. Куинджи много странствовал. После того, как он побывал в Крыму и на Кавказе, было создано немало этюдов, таких так «Эльбрус», «Казбек вечером», «Пятна лунного света», «Лунная ночь» и многие другие. Архип Иванович Куинджи скончался 24 июля 1910 года и был похоронен на Смоленском кладбище, что в Санкт-Петербурге.