Краткая история рамы (Paul Mitchell)

Paul Mitchell

Происхождение.

История рамы, как и старинной живописи, уходит в далекую древность. Истоки зарождения мы найдем в 3-4 тысячелетии до нашей эры на керамике или надгробных плитах, а позже в мозаиках на декоративных панелях, содержащих изображения бытовых  сцен. Раннее христианское искусство уже использовало прототипы рамы при оформлении обложек книг резьбой по слоновой кости, а в дальнейшем при оформлении алтарей.

К этому времени функция рамы существенно изменилась, теперь это уже не просто декоративное оформление краев изображения, но и защита объекта, а также акцентирование на внутреннем содержании. Золото и драгоценные камни, использовавшиеся в декорировании алтарных рам, символизировали красоту Небес, а сложные алтарные створчатые конструкции повторяли средневековый собор в поперечном сечении с характерными зонами для религиозных сюжетов, оставаясь при этом единым целым.

Это были первые настоящие живописные рамы, форма и дизайн которых соответствовал религиозному содержанию изображений. В связи с распространением религии через священников возникла необходимость в мобильных алтарных образах, что дало толчок развитию рамы. Эти складни указывали на статус их владельца — на власть и богатство через богатство декора, а также включали в свое оформление различные символические мотивы. Светские власти также способствовали спросу на подобные рамы, заказывая роскошные складни для подарков, что привело к резкому скачку в развитии рамы в 14 веке.

По некоторым образцам мы можем проследить страну происхождения — государство, успешнее других развившая характерные стилистические формы влияло на культуру и искусства других стран, как, например, итальянский Ренессанс, или французское Рококо 18 столетия (этому посвящена книга «История европейской картинной рамы»). Однако, многие стили старинных рам могут и не иметь точного отождествления по стране происхождения: такие как, Ренессанс, Маньеризм, «Рамы Краснодеревщика», Барокко, Рококо, неоклассические и классические, картинные рамы художников 19-20-го столетий (см. книгу «Обрамление: Форма, Функция и Орнамент в портретных рамах Европы». Эти две книги связаны и дополняют друг друга, создавая полный обзор истории художественной рамы).

Рис. 9 из книги "Истории европейских картинных рам»

Рис. 9 из книги «Истории европейских картинных рам»

Ренессанс «Cassetta»* (The Renaissance Cassetta.)

Национальные и стилистические пристрастия отразились на главных особенностях структуры рамы, орнаментальной композиции и отделках. Распространенная форма багета напоминала коробку, с отделкой золотом, росписью, или оставалась с натуральной деревянной фактурой.

Центральный бордюр мог быть украшен растительным или геометрическим орнаментом (резным, отформованным по грунту, окрашенный, или обогащенный в технике «sgraffito», когда через покрытый краской слой гравировался рисунок до ниже лежащей позолоты), или остаться чистым, сообразно кошельку и намерениям заказчика. Сущность этих рам определяет комбинация линейного членения рамы с декоративной отделкой, которая повторяет и усиливает живопись данного периода.

*P.M. использует итальянское слово Cassetta , обозначающее ящик. Подразумевается форма сечения рамы напоминающая желоб-ящик, характерная для этого стиля. В дальнейшем в тексте мы будем сохранять оригинальное написание этого слова.

Стиль Маньеризм*

Маньеризм получает свое развитие в Голландии, Англии, Италии и Испании между серединой 16-го и концом 17-го столетий. В рамах этого периода использовались преувеличенные органические или классические архитектурные формы, чтобы создать сложные динамичные композиции.

Как и Renaissance Cassetta, он отразил особенности архитектуры и декоративно прикладного искусства своего времени. Как Cassetta отражал в себе организованный интерьер итальянского дворца, так Северный Маньеризм находился под влиянием современного гротеска и анатомических открытий. Испанский Маньеризм  видоизменяет экстравагантные дизайн орнаментики и архитектурные формы, а итальянские рамы генерируют оба подхода.

Характерные органические мотивы, которые появляются на многих структурах маньеризма, как будто произведены мастерами-ювелирами из серебряных мастерских Богемии. Тающие хрящевые формы, подражающие текучести металла определяют этот стиль, который позже будет известен как Ушной** (напоминающий ушную раковину). Примеры мы находим в Великобритании — Sunderland’ , в Нидерландах — ‘Lutma’, и в Италии — в рамах Медичи.
* (Mannerism) маньеризм- направление в западно-европейском искусстве 16 века
** В оригинале «Auricular». что переводится как слуховой, ушной.

Стиль Краснодеревщика

«… Черное дерево рамы может обогатить бедный холст, И заставить на него смотреть или продавать, как будто он хороший»
Константиджн Хиггенс, собиратель Рембранта.

Отделка рамы в стиле «Краснодеревщика» в виде покрытой и заполированной древесины, присутствовала и в самой простой отделке рам эпохи Ренессанс Сassetta, что гармонировало с архитектурной деревянной отделкой интерьеров и мебелью.

В Великобритании, рамы более простой формы с черной или позолоченной отделке хорошо смотрелись на фоне гобеленов, выделанной кожи, шкур или деревянной обшивки. А также при развеске в группе. В 17 веке Голландия этот тип рамы развила до совершенства при помощи  использования панциря черепахи, черного дерева и другой дорогостоящей древесины от голландских колоний.

Черное дерево было особенно популярно, дополняя портреты появившейся аристократии и буржуазии в их серьезных черно-белых костюмах, и выдвигая на первый план бледные нидерландские пейзажи в хорошо освещенных интерьерах. В Германии, Австрии, Италии и Испании эти деревянные отделки приняли большую декоративность за счет использования сложных просечек в виде морской ряби, волны, или текстуры переплетений ткани, а также фанеровки шпоном.

Такие рамы заменяли сияние золота, использую эффект свечения от преломления света на их граненых, черных полированных поверхностях на живопись. Образцы подобных рам из черного дерева, инкрустированных панцирем черепахи, мы находим в современных фламандских интерьерах, а в немецких кабинетах — украшенных слоновой костью и белым золотом.

Рамы Барокко

Рамы Барокко и Рококо вновь вернулись к позолоте, кроме Испании, которая использовала полихромию. Они приобрели дополнения в виде резных картушей из закручивающихся листьев, волют и пальметт, размещавшихся по углам и часто в середине рамы. Воображаемые линии, образованные этой компоновкой орнамента часто использовались художниками для подчеркивания смыслового центра картины.

Драматичность и роскошь королевской жизни, так же как и театральная пышность Церкви 17-го столетия нашли отражение в дизайне рамы Барокко. Стиль этих рам с мощными скульптурными формами был продиктован необходимостью органично вписаться в блеск интерьера Барокко, чтобы подчеркнуть и выделить оформленные в них картины.

Рамы Рококо

Рамы Рококо приняли более легкую изящную форму — это один из взлетов в истории рамы, когда потребовалось все мастерство багетных мастеров, специализирующихся на ее изготовлении.

Резчик модели, мастер, который дорезал окончательно деталь после гипсовой отливки,  позолотчик, который использовал все возможности различных оттенков золота на разных грунтах, создавали поистине произведения искусства. Роскошный антиквариат, выполненный в стиле Рококо, пользуется огромным спросом на антикварных торгах.
Король Луи 15 (Людовик 15) заказывал  экстравагантные рельефные рамы потрясающей работы, которые часто стоили дороже, чем сами картины, для
которых они предназначались. Великобритания, Италии, Скандинавия и Средняя Европа была вдохновлена возможностью претворить собственные фантазии, которые вплетаются  в причудливые линии Рококо. Позолоченные трофеи или символы монархов и полководцев, атрибуты  художников, детей, аристократии и епископов — все это находит отражение в оформлении рамы под искусной рукой резчика.

Стиль Палладио*

Рамы, относящиеся к стилю Палладио и классицизму, обеспечили мужскую, архитектурную альтернативу женственности формообразующих кривых Барокко и Рококо. Особенно это относится к Англии, где было немного (если они вообще были) интерьеров, относящихся к этим стилевым направлениям, поскольку у англичан  консервативность  и любовь к классическим формам никогда не проходила.
Британский стиль Палладио или иначе Кентский стиль с его отличительной формой угла рамы, обязан своим названием архитектору и проектировщику Уильяму  Кенту.
Кент развил идеи Андреа Полладио и Иниго Джонса, возникшие под влиянием  последних работ  Микельанжело в стиле маньеризма, однако он использовал их как часть последовательного интерьера, где впервые архитектура, убранство и мебель разработаны полным ансамблем. Живопись и рама были полностью интегрированы в среду.
Кентская рама сочетает строгий классический профиль багета с орнаментальными вставками ов** и раковин по углам рамы,  лент и меандра** по ее сторонам, подчеркивающим смелую форму. Для смягчения геометрии рамы использовались орнаментальные накладки в виде ниспадающих гирлянд из листьев и цветов. Сложные рельефы в виде трофеев могли  завершать  композиции.

* Неоклассический стиль итальянского архитектора Андреа Палладио (Andrea Palladio) (1508-80), применительно к английской архитектуре 18-ого столетия.
** Элементы орнамента. См. Словарь багетного мастера. (ссылка)

Римская рама «Salvator Rosa»*

Римская рама «Salvator Rosa» представляет собой другой линеарный стиль, который получил развитие с конца 17 столетия, и распространился на Великобританию в 18 веке, благодаря коллекционерам, совершавшим путешествия во Францию и Италию.

Этот стиль все еще популярен и сегодня.. В отличие от сглаженности поперечных сечений коробчатых рам Палладио, эти рамы имеют ярко выраженное профилирование с причудливым чередованием канавок и галтелей с выкружками.**
Эти рамы могут быть просты или богато декорированы резным архитектурным орнаментом. Более простой декор часто использовался для обрамления основной коллекции картин, где более «богатые» рамы расчленяют композицию галереи, а самые роскошные акцентируют внимание на шедеврах собрания.
Английские рамы, известные как рамы в стиле Карло Маратти***. производились в версиях со средней или богатой отделкой. Оба этих стиля названы по именам художников, на картинах которых они встречались наиболее часто.

*  Стиль назван по имени неаполетанского художника Salvator Rosa (1615 — 1673)
**  Элементы профиля рамы. См.Словарь багетного мастера (Ссылка)
***Carlo Maratta МАРАТТИ, КАРЛО  (1625-1713), также Маратта, итальянский художник, принадлежащий к римской школе

Рамы Неоклассицизма и Ампира

Стили Паладио и «Салватор Роса» в конце 18-го века подпитывали развитие дизайна неоклассицизма. Это также было реакцией на излишне вычурную роскошь Рококо, и проявлением интереса к античности,  вызванным  археологическими раскопками.
Самая ранняя форма мебели в неоклассическом стиле появилась во Франции. Антиквариат, выполненный в стиле Ампир, является наиболее ценным на современном рынке.
Это был тяжелый, трезвый стиль, известный как  Греческий (‘goût grec’-(фр). Греческий стиль) и он сопровождался рамами, использовавшими  классические орнаменты в той же манере.
Этот стиль широко распространился за пределы Франции вместе с расширением империи Наполеона по Европе, и привел к первым, действительно интернациональным стилям 19-го столетия, с криволинейной формой рамы (перьевой), округлым или плоским профилем  и простым орнаментом в украшении багета. Эти рамы стали первыми рамами, выпускавшимися серийно, за счет замены трудоемкой резьбы по дереву на литые* составные орнаменты.

Рама, как произведение искусства, развивавшееся до начала 19-го века, затем деградировала в примитивно изготовленную рамку, безвкусно декорируемую и покрытую дешевой поталью или золотой краской, для обрамления популярного искусства.

Куда подевался вкус старых коллекционеров и знатоков, переоформлявших свои коллекции, руководствуясь  предпочтениями  современников? Новоявленные богатые покупатели искусства в девятнадцатом веке востребовали возрождения исторических стилей, приспособив для этого стиль Людовика, так как он лучше всего подходил в 19 веке для массового производства с использованием «голландского листа»**.

И старые владельцы картин, которые переоформляли свои коллекции ради престижа, и новые коллекционеры 19 века, чья неустойчивая эстетика не позволила создать ничего аутентичного, например, рамам Барокко, являются виновниками того, что многие оригинальные образцы оформления Старых Мастеров утеряны, столь необходимые для изучения этой важнейшей области искусства.

* Была изобретена и вошла в моду Англии техника Папье-маше. Она стала использоваться во Франции при изготовлении мебели и рам с 1850 года.
Папье-маше — пластическая масса из размельченной и размоченной бумаги, картона и других волокнистых материалов с добавками-наполнителями: мелом, глиной, гипсом или клеем.

** Воригинале «and schlagmetall (‘Dutch leaf’)».Schlagmetall в переводе с немецкого «отбитый лист».
Это может пониматься как использование дешевой потали вместо реального золота, так и декорирование чеканкой. И то и другое использовалось в отделках рам 19 века.

Перевод А. Пожарский.
Санкт-Петербург. 2007 г.