Василий Васильевич Верещагин. Часть 2

Побежденные. Панихида

Побежденные. Панихида

Антикварные картины балканской серии

Балканская серия стала пиком популярности в творчестве Верещагина. События военных лет, драматические поражения и триумфальные победы волновали умы и сердца современников во всей Европе и в России. Верещагин в это время в Париже, пишет холст за холстом, не выходя из мастерской и никого не допуская, воплощая свои эскизы в полотна, переживая события войны снова и снова. Дважды он возвращается на места военных действий, изучая местность и местный быт Шипки и Плевны. За два с лишним года напряженной нервной работы он создал около тридцати картин, иллюстрирующих исторические события и передающих его собственное эмоциональное восприятие военных действий. Ценность этих полотен уже тогда была весьма значимой, его яркий талант и смелый взгляд обусловил создание непревзойденных произведений искусства.

Сегодня старинные картины периода русско-турецкой войны служат историческими свидетельствами, благодаря высокой детализации и реализму. Самыми популярными из картин военного периода стали «Шипка-Шейново. Скобелев под Шипкой» и три части «На Шипке все спокойно», драматические события в «Александр II под Плевной 30 августа 1877 года», «Перед атакой. Под Плевной», «Атака», «После атаки. Перевязочный пункт под Плевной». Полотна «Победители» и «Побежденные. Панихида» отражают человеческое отношение и видение автором произведений жизни участников военных действий. Много картин посвящено событиям зимних боев и победой под Шипкой. Балканский цикл был включен в выставки совместно с индийской серией и экспонировался в Париже и Лондоне, несколько раз в Москве и Петербурге, в измененном составе и в несколько другом окружении картин. Картины кисти Верещагина — предмет пристального внимания собирателей и экспертов в области антиквариата. К слову — исследователи проявляют свой интерес не только по отношению к полотнам — старинные рамы для картин великого художника также довольно любопытны.

Изображение войны как личной трагедии

Серия «Варвары» первоначально относилась к туркестанской серии, затем Верещагин отобрал несколько картин в отдельную группу. Эти картины отражают войну как эпизод в судьбе каждого участника; художника не интересует роль военачальников и стратегий размещения сил. Война у Верещагина — прежде всего страдания, жуткая борьба за выживание. Он хорошо понимает и точно передает состояние человека, психологическое состояние группы людей в момент ожидания нападения, атаки, отражения нападения врага, поражения и смерти. Его картина «Панихида» изображает службу полкового священника перед множеством погибших русских людей. На картине нет генералов, нет и намека на академический пафос — только голая правда жизни и смерти на войне.
Психологизм картин Верещагина достойно оценен сегодня всеми знатоками и ценителями антикварной картины, старой русской живописи — его картины с их реалистичной жизненностью несравнимы с полотнами многих батальных живописцев того времени. Старинные картины имеют безусловную ценность своим историческим происхождением и давним образом письма, к тому же, критерии их оценки включают и художественное исполнительское мастерство автора.

В.В. Верещагин. Портрет японского священника

В.В. Верещагин. Портрет японского священника

Эстетика Японии в картинах Верещагина

Японский период творчества Верещагина был непродолжительным, но интересным. Художник вновь открыл для себя великую и древнюю культуру народа. В период путешествия по Японии художник делает много этюдов, изучает местную культуру, быт, памятники. В связи с ухудшением политических отношений между Японией и Россией, не желая быть интернированным, художник возвращается в Россию. Его японские портреты отличаются свежестью красок и добрым интересующимся взглядом, пагоды и храмы синтоистов воссозданы в свойственной ему манере загадочности неизведанного, постижении тайного знания других религий и народов. Старинная живопись Верещагина и сегодня свежо и интересно рассказывают о жизни людей, менталитете и обычаях, древнейшей эстетике и культуре далекой страны.

По возвращении в Россию Верещагин становится приверженцем мирного урегулирования конфликта между Россией и Японией, но когда войну все же развязали, не может остаться в стороне от событий. Он поступает на службу на флагманский корабль «Петропавловск». Современники вспоминают, что до последних минут гибели «Петропавловска» Верещагина видели рядом с генералом Макаровым на передней палубе, где он делал зарисовки военных действий. Произведения Верещагина японского периода периодически получают подтверждения своей высокой исторической и художественной ценности на аукционах и торгах старинными картинами. Так на Sotheby’s в ноябре 2012 года его «Перевозка раненых» была оценена в два миллиона долларов. Картины Верещагина часто выставляются в мировых культурных центрах Европы, Америки, Японии.