Архип Иванович Куинджи. Часть 2

Архип Иванович Куинджи. Север

Архип Иванович Куинджи. Север

Куинджи. Расцвет творчества.

Куинджи продолжает много работать. В середине70-х годов он начинает отдавать предпочтение пейзажам. Первой ласточкой стала «Украинская ночь», созданная в 1876 г. Главным украшением полотна является лунный свет, озаряющий стены домов. Благодаря ему селение приобретает красивый, торжественный вид. Переход между черными тенями и почти белым светом передает ночную тишину в ее спокойствии. Тополи, устремленные вверх, кажутся безмолвными часовыми. Эта картина участвовала во Всемирной выставке в Париже в 1878 г. Французская общественность очень тепло приняла «Украинскую ночь». Критики увидели оригинальность и самобытность Куинджи, признав его самым интересным среди молодых русских художников. Сейчас коллекционеры антиквариата со всего мира высоко ценят старинные картины этого живописца.

В 1879 г. Куинджи работает над полотнами «После грозы», «Север» и широко известной «Березовой рощей». Радостный день, исполненный полуденной неги, передан в чистых красках. Из-за умелого контраста цвета кажутся еще более сочными. Зеленый цвет, плавно соединенный с голубым небом, белыми березами и синим ручьем, придает картине особую гармоничность. Интенсивность цвета и света помогает передать ясность мира. Цвет в «Березовой роще» можно ощутить почти физически. Как и в «Украинской ночи», Куинджи удается подать привычный пейзаж в более облагороженном виде за счет сверкания красок и их чистого звучания. До него так никто не писал русскую природу. «Березовая роща» представляет собой образ идеального, сказочного мира, где природа неподвижна, будто заворожена, и нигде нет следов человеческого присутствия. Эта картина посвящена идее чистой красоты. Чтобы добиться подобного эффекта, художник сглаживает на существующем в действительности пейзаже все плоскости и убирает мешающие целостному восприятию детали. Поляна становится очень ровной, небо обозначено одним цветом, без переходов, роща превращается в силуэт, березы практически лишены объема и напоминают театральные декорации. Но все вместе превращается в великолепное явление природной роскоши.

Архип Иванович Куинджи. Ночь над Днепром

Архип Иванович Куинджи. Ночь над Днепром

Ночные пейзажи Куинджи.

Самой знаменитой картиной, своеобразной «визитной карточкой» Куинджи и узнаваемым произведением русской живописи является «Лунная ночь на Днепре», датированная 1880-ым годом. Художник попросил сделать так, чтобы картину поставили в затемненном помещении и направили на нее несколько определенных образом установленных ламп. Театральное освещение помогало создать полное ощущение лунной реки. Середина картины наполнена лунным светом, падающим на спокойные воды Днепра. Крамской восхищался этой картиной. Он писал, что свет и воздух на этой картине кажутся не нарисованными, а реальными, будто река действительно течет под настоящим ночным небом. Невероятная достоверность «Лунной ночи на Днепре» привлекла к ней неослабевающее внимание зрителей. Эта картина пользовалась огромной популярностью на выставке Куинджи в 1880 г. Биограф художника Воронова привела в своей книге ситуацию, когда Солдатенков не смог купить «Лунную ночь на Днепре», потому что Куинджи продал ее сразу после того, как она была закончена, причем по чистой случайности. Как-то в воскресенье в его мастерскую заглянул морской офицер, который захотел купить картину. Работы Куинджи были по карману не всякому, поэтому художник отказался называть цену тому, кто вряд ли сможет прибрести такую дорогую вещь. Но потенциальный покупатель настаивал, и тогда Архип Иванович назвал в шутку феноменальную сумму в 5 тысяч рублей. К его удивлению, предложение было тут же принято. Уже после Куинджи узнал, что это был не простой морской офицер, а великий князь Константин. Репин с насмешкой отмечал, что завистники Куинджи, на людях подвергавшие его оригинальную технику резкой критике, в то же время ринулись рисовать свои картины, копируя то, что так рьяно осуждали. Даже вполне успешный пейзажист Лагорио позаимствовал приемы Куинджи в своей картине «Ночь на Неве». Но признания, как Архип Иванович, он не получил, только дурную репутацию подражателя. В 1881 г. художник пишет полотно «Днепр утром». Здесь нет цветовых и световых контрастов, облагороженности, зато в ней присутствует величие, которое не нуждается во внешних эффектах. Репин очень положительно отзывался о таких сдержанных картинах Куинджи, находя в них «живую правду и глубокую поэзию», которые не могли не покорить зрителя.