Имитация старинных рам как искусство

6Антикварные рамы — настоящие произведения искусства

Сохранившиеся старинные рамы, дошедшие до нас из глубины веков, можно отнести к произведениям искусства. Величайшие живописцы мира считали, что обрамление картин имеет огромное значение. Подтверждение тому — создание художниками эскизов элементов или собственноручное изготовление багета для своих полотен. Полагая, что рама должна не просто оформлять картину, но и быть единым целым с ней, мастера прошлого создавали настоящие шедевры, в наше время служащие образцами для подражания или эталонами для создания современных багетов «под старину». Это вовсе не значит, что мастера наших дней не воспроизводят старинные технологии, при всём многообразии современных материалов и приёмов исполнения.
Антикварные рамы настолько привлекательны, что невозможно противостоять желанию воспроизвести их элементы. Мастеру, вознамерившемуся создать багет «под старину», следует помнить о том, что следы времени, присущие подлинному антиквариату, заметны невооружённым глазом. Металл по прошествии времени теряет глянец, становясь матовым. Дерево темнеет, орнамент теряет былую чёткость. Испытывая воздействие влажности, перепадов температуры, солнечного света верхний слой багета то сжимается, то расширяется. Вследствие этого лаковое покрытие растрескивается. Таким образом, наличие трещин — ещё одна черта старинных рам. И, конечно же, неотъемлемым признаком старины является патина. Это возникающий на любой поверхности тонкий слой окисла, придающий антиквариату «запылённый» вид.

Способы имитации антиквариата

Для имитации деревянной рамы «под старину» матер может прибегнуть к искусственному затемнению материала, используя специальную пропитку или нагревание. Для придания дереву рельефной текстуры мягкие слои выскребают с помощью железной щётки. Иногда мастер наносит на багет отверстия от червоточины или жучков, а также применяет технологию эмбоссирования — выдавливание узора на дереве.

Металл «состаривают» с помощью различных приёмов, как простых, так и сложных. К простым можно отнести покраску рамы порошковым составом с эффектом меди, чернёного серебра или старой бронзы, обработку специальными веществами, создающими на поверхности металла налёт желаемого цвета — рыжего, зелёного, синего. Немногим сложнее обработать рельефную поверхность багета смесью абразивного порошка с машинным маслом — это придаст металлу блеск в выпуклых элементах рисунка и потемнение в углублениях. Можно использовать химические соединения хлора или серы, но ядовитость и легковоспламеняемость данных составов делает их применение небезопасным.
Помимо прочего для имитации старинных рам применяется меднение, серебрение или золочение. Для выполнения этих процедур существуют специальные технологии, и выполняются они вручную.
Теперь о трещинах. Для их создания в современных условиях, как правило, применяется кракелирование. Данная технология представляет из себя покрытие поверхности специальными красками и лаками как минимум в два слоя (обычно больше). Покрытие производится таким образом, чтобы предыдущий слой оставался слегка недосохшим. При высыхании верхний слой стягивает нижний, и последний начинает растрескиваться.

Все работы по изготовлению багетов, имитирующих антиквариат, требуют значительных затрат времени и усилий. Они выполняются с ювелирной точностью, как правило, руками одного мастера. Поверхность таких багетов может состоять из множества слоёв различных покрытий — красок, лаков и других. Стоимость этих изделий высока, но оправдана — они выглядят великолепно и не уступают настоящим антикварным рамам.