Василий Дмитриевич Поленов
Творческие поиски В.Д.Поленова
Василий Дмитриевич Поленов был удивительно многогранной личностью. Прекрасный художник, архитектор и педагог, он был еще и музыкантом. Василий Дмитриевич сам сочинял музыкальные произведения, например, он автор оперы «Призраки Эллады» и многих романсов, пел в студенческом хоре Академии и был горячим поклонником музыки Вагнера. Помимо Академии художеств Поленов учился на физико-математическом факультете Петербургского университета, но потом перешел на юридическое отделение и получил диплом юриста. Наверное, истоки этой многогранности в семье Василия Дмитриевича. Его отец был известным археологом и библиографом, мать писала книги для детей и увлекалась живописью. Заметив увлечение своих детей — Василия и Елены — живописью, они пригласили прекрасного преподавателя и художника П.П. Чистякова. Это событие и определило будущий жизненный путь Василия Дмитриевича.
Удивительно поэтичные картины Поленова «Московский дворик», «Бабушкин сад», «Заросший пруд» прочно ассоциируются с особенностями творческого почерка и мировосприятия художника. Эти картины можно читать одним из наивысших достижений русской живописи XIX века. Но к пейзажной живописи Поленов пришел не сразу. В Академии художество Поленов выбрал класс исторической живописи, после окончания этого учебного заведения вместе с И. Репиным получает золотую медаль за свою конкурсную картину «Воскрешение дочери Иаира». Во Франции, куда он отправляется после окончания Академии, его привлекают и старинная живопись парижских музеев, и средневековые замки, хранящие множество тайн. В этот период он знакомится с работами современных французских художников и пишет ряд своих полотен: «Арест графини д’Этремон», «Право господина». За картину «Арест графини д’Этремон», Поленов получает звание академика. Но увлечение живописью Веронезе влекло его к глубокому изучению законов колористики, его палитра становится все более психологически выразительной. Его картины конца 70-х годов 19 века отличаются мастерством пленэрной живописи, задушевностью, задумчивой лиричностью, которая подчеркивается использованием некоторых приемов импрессионизма. Таким образом, Поленов стал основателем нового жанра — интимного пейзажа. Именно Поленов первым рассказал об особенностях импрессионизма своим ученикам: К. Корвину и И.Левитану. О Поленове, как педагоге, удивительно интересно рассказывает К.Коровин в своих воспоминаниях. Без преувеличения можно сказать, что Василий Дмитриевич оказал влияние на своих учеников — Коровина, Левитана, Остороухова, Головина, определившее их дальнейший творческий путь.
Произведения В.Д.Поленова на торгах Bonhams, влияние рамы для картин на эстимейт
Имя художника хорошо знакомо любителям антиквариата. Тем более, что с рядом произведений В.Д. Поленова на библейскую тематику серии «Жизнь Христа» связано одно из самых громких события на рынке антиквариата. Эти работы были написаны после поездки Поленова по библейским местам, в Сирию, Палестину, Константинополь, Египет. Серия «Жизнь Христа» была написана в период творческого расцвета художника и считаются одними из самых совершенных его картин. В 2011 году полотна Поленова «Христос и грешница (Кто из вас без греха?)», «Он виновен в смерти» стали главными лотами на русских торгах аукционного дома Bonhams. Покупка антиквариата состоялась с трехкратным превышением эстимейта — отметим, что на его величину повлияла в определенной мере и ценность рамы для картины. Картина «Он виновен в смерти» была приобретена за 2,8 миллиона фунтов.