Музейная реставрация мебели (И.М. Мукин)
Подобрать раму Два десятка лет мы расширяем уникальное собрание старинных рам. Наша коллекция постоянно растет и позволяет подобрать оптимальную «одежду» для Вашего шедевра. Перейти на страницу «Коллекция». |
|
Заказать реставрацию Наша мастерская зарекомендовала себя высоким уровнем мастерства и профессионализма: среди наших клиентов — не только частные лица и антикварные салоны, но и Государственный Русский Музей и Музей-заповедник Петергоф. Заказать реставрацию антиквариата Вы можете на странице «Реставрация». |
И. М. Мукин «Музейная реставрация мебели»
Глава I. Современные принципы и методы музейной реставрации мебели
1. Особенности работы музейного реставратора
2. Основные принципы современной реставрации деревянной и фанерованной мебели
1. Особенности работы музейного реставратора
В соответствии с инструкцией № 714 от 23.12.71 по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в Государственных музеях СССР, работы по консервации и реставрации музейных ценностей выполняются реставрационными мастерскими крупных музеев и отдельными штатными реставраторами музеев.
В музеях реставраторы обязаны всю организационную работу по консервации и реставрации мебели проводить в полном согласии со специальным Реставрационным советом. Все спорные вопросы реставрационной работы, связанные с применением необычных технологических решений, обязательно рассматриваются Реставрационным советом.
Все реставрационные работы, проводимые реставратором музейной мебели, должны быть обусловлены их очевидной необходимостью. Реставрационные предложения, вызывающие сомнения с точки зрения их обоснованности, подлежат рассмотрению на заседании Реставрационного совета.
Реставрация музейной мебели производится только на основе зарекомендовавших себя методов и реставрационных материалов, прошедших опытную проверку в течение длительного времени в реставрационных учреждениях или мастерских системы Министерства культуры Российской Федерации и рекомендованных ими для практического применения.
При поступлении мебельных экспонатов в реставрационную мастерскую из фонда мебели и возвращение после реставрации необходима точная регистрация. Акты приема и выдачи оформляются реставратором совместно с хранителем, подтверждаются соответствующими отделами, утверждаются заведующим отделом учета и хранения экспонатов. Регистрируются в журнале приема и выдачи. Реставратор также должен вести документальный учет проводимых реставрационных работ. Протоколы Реставрационных советов, паспорта реставрации мебели, акты и другие документы должны иметь дату и порядковый номер, регистрироваться в специальных книгах.
Реставратор несет ответственность (наряду с хранителями) за состояние сохранности мебели, направляемой на выставки вне музея. Общеизвестно, что перевозка мебельных ценностей — непростая проблема, требующая учета вида и состояния экспонатов, индивидуального способа их упаковки, условий транспортных средств и помещений предстоящего экспонирования. Поэтому реставратор музея руководит упаковкой и распаковкой музейной мебели, направляемой на выставки, а в случае необходимости наиболее ответственную часть таких работ выполняет лично. Кроме того, принимает участие по комплектованию зарубежных выставок, определяя допустимость перевозки экспонатов. В случае, если реставратор считает транспортировку невозможной по причине плохого состояния (нарушение конструктивной прочности, отслоения фанеровки, повреждения лакового слоя) мебели, а дирекция музея принимает решение об ее отправке, реставратор музея обязан в письменном виде изложить свои возражения заместителю директора по хранительской работе о той степени риска, которой подвергнется экспонат.
При упаковке реставратор должен стремиться к тому, чтобы обеспечить полную сохранность и защиту от различных повреждений и загрязнений в пути. Упаковывать мебель нужно таким образом, чтобы посторонние предметы не касались поверхности. Подбирая упаковочный материал, реставратор должен быть уверен в том, что воздействие разного рода ударов и вибрации при транспортировке будут минимальными.
В упаковочный ящик вкладывается бланк, который содержит перечень упаковочных экспонатов. Сопровождающим документом при отправлении экспонатов на выставки является акт, в котором перечисляются все данные об отправляемых вещах с обязательным подробным описанием состояния их сохранности.
При возвращении экспонатов мебели с выставки реставратор и хранитель обязательно присутствуют во время распаковки и внимательно осматривают состояние возвратившихся предметов, сверяя сохранность с первоначальной. В случае появления дефектов (повреждений) составляется акт изменения состояния сохранности, после чего принимаются меры по их устранению.
Проблеме организации передвижных выставок, особенно зарубежных, в музее уделяется большое внимание, причем значительная роль отводится реставратору. Как правило, для сопровождения к месту экспонирования и контроля необходимых условий в экспозиционных помещениях командируется опытный реставратор, способный разобраться в непредвиденных обстоятельствах, грозящих изменить состояние сохранности экспонатов и в случае необходимости принять соответствующее решение.
Реставратор обязан совместно с хранителем систематически производить профилактический просмотр фондов, обращая особое внимание на температурно-влажностные условия хранения мебели. Периодичность таких осмотров определяется условиями храпения в музее, но, как правило, не реже одного раза в квартал. Результаты осмотра подробно фиксируются в акте, с указанием даты осмотра, причин, приведших к возникновению дефектов, и т.п. Кроме того, реставратор ведет постоянное наблюдение за состоянием мебельного предмета после реставрации. Результаты наблюдения заносятся в реставрационный паспорт данного предмета с указанием даты осмотра. Многочисленные и многолетние наблюдения очень важны, прежде всего для реставратора. Если при стабильных условиях хранения мебели в фондах музея (влажность 50-60%, температура 18-21 градус) состояние сохранности отреставрированного мебельного экспоната остается стабильным, то этим подтверждается правильность выбора реставрационной технологии и уверенность в долговечности проделанной работы. Особенно это важно при проведении реставрационных мероприятий с фанерованной мебелью. Поддерживать оптимальный температурно-влажностный режим необходимо не только в запасниках, но и в экспозиционных залах музея. Режим зависит от числа посетителей.
Под воздействием солнечного света происходит разрушение лаковой пленки отделочного покрытия мебели. Наиболее опасным для экспонатов является прямой солнечный свет, имеющий в своем составе ультрафиолетовые лучи.
Антропогенные факторы могут губительно сказаться на сохранности памятника: резко меняется температурио-влажностный режим и, кроме того, — состав атмосферы. Непродуманная система вентиляции и неграмотное проветривание также пагубно влияют на сохранность памятников.
Очень опасны для мебели различного рода механические повреждения, являющиеся результатом неосторожных переносок, перестановок, упаковок и распаковок, перевозок и других перемещений. Если переноски и перестановки выполняются неквалифицированными и безответственными работниками без особой осторожности, то не исключена возможность повреждения экспонатов. Поэтому любые перемещения памятников происходят в присутствии хранителя или реставратора.
2. Основные принципы современной реставрации деревянной и фанерованной мебели
Можно считать естественным, что повышенный интерес в настоящее время к истории отечественной культуры привлекает внимание к проблемам охраны и реставрации памятников искусства. Имеется обширная литература по принципам и методам реставрации произведений изобразительного искусства. Большой опыт накоплен в архитектурной реставрации. Однако отметим, что значительно меньше внимания уделялось проблемам реставрации памятников прикладного искусства, в частности реставрации деревянной и фанерованной мебели.
Специальная литература, посвященная вопросам реставрации, свидетельствует о неразработанности общих проблем: до сих пор нет установившегося определения «научной реставрации», по-разному толкуется вопрос о хронологических рамках ее возникновения. Нет четкого разграничения понятий «реставрация», «реконструкция» и «воссоздание». Проблема научной реставрации, которая представляется очень важной, рассматривается специалистами лишь узкотематически: по истории реставрации иконописи, станковой масляной живописи, скульптуры, архитектуры. Отдельные публикации затрагивают лишь некоторые вопросы научной реставрации мебели.
В XVIIIи XIX веках мастера-мебельщики активно реставрировали старинную мебель. И с этого времени надо искать истоки научной реставрации. Основной задачей реставрации тогда было восстановление мебельных памятников в первоначальном виде, хотя нередко они переделывались в соответствии
с требованием заказчиков своего времени. Во второй половине XIX века практиковалось восстановление первоначального вида памятника на основе всестороннего изучения мебельного искусства прошлого. Однако и в этот период при реставрации, в связи с распространением собирательства старинной мебели, допускались подделки и искажения.
В конце XIXи в начале XX веков формируется качественное изменение задач реставрации в отношении памятников архитектуры, монументальной и станковой живописи. Эти изменения заключались в том, что реставрируемый памятник культуры стал рассматриваться как исторический и художественный объект, значение и ценность которого со временем только возрастают, поэтому его искажения недопустимы. Реставрационные мероприятия должны быть направлены на выполнение основной задачи — консервации памятников.
Это изменение задач реставрации было отмечено И.Э. Грабарем. Он писал, что если ранее «к памятнику подходили с непременным желанием восстановления его, то теперь первоочередной задачей должно быть ограждение его дальнейшего разрушения, остановка самого процесса разрушения и принятие мер к устранению причин, вредно влияющих на их сохранность. Необходимо прежде всего установить диагноз болезни памятника и определить методы его лечения» (Грабарь И.Э. Реставрация в Советской России // О русской архитектуре. М.: Искусство, 1966. С. 381).
По мнению М.В.Фармаковского, такая переоценка задач реставрации в восстановлении памятника на его консервацию произошла в 90-е годы XIX века. Он считал: «90-е годы XIX века — вот дата, которую можно принять как время перелома в деле музейного хранения» (Фармаковский М.В. Консервация и реставрация музейных коллекций. М.: Красный печатник, 1947. С. 27).
Итак, вышесказанное позволяет определить новый подход к современной реставрации музейных экспонатов. В первые годы XX столетия, во многом усилиями отечественной школы реставрации, и прежде всего И.Э. Грабаря, складывается научная теория реставрации.
Что касается мебели как исторического памятника, то теоретические основы ее научной реставрации отсутствовали. К примеру, теоретические принципы реставрации архитектуры, как наиболее разработанные, не принимались во внимание реставраторами мебели. Проистекало это из-за того, что значение памятников мебельного искусства и, тем более, проблемы его реставрации не были осмыслены и поняты обществом.
Публикаций по реставрации фанерованной мебели на русском языке практически нет. Наибольший интерес из зарубежных изданий представляет книга Даниеля Алкуфа «Реставрация мебели», изданная в 1977 году. Она отражает преимущественно практическую сторону реставрации мебели, имеющей большие утраты, но вместе с тем содержит ряд теоретических положений, которые в целом соответствуют основным принципам реставрации музейных мебельных экспонатов. Принципы подхода к конкретным музейным памятникам и соответствующие методы реставрации неразличимы и вырабатываются, как правило, эмпирически. До недавнего времени определение «конечный результат реставрации» понималось весьма смутно, а работа реставратора сводилась
к ряду операций, выстроенных в той или иной последовательности. Внима¬тельный анализ современной реставрационной практики показывает, что за¬дачи, стоящие перед реставраторами музейной мебели, заметно усложнились и не могут быть сведены, как прежде, к комбинаторике освоенных методик. Не подлежит также обсуждению утверждение, что главной задачей музейной ре¬ставрации является предотвращение разрушения памятника, сохранение его для передачи последующим поколениям и тем самым решение важнейшей про¬блемы сохранения музейных коллекций.
Правильно поставленная цель реставрации должна быть сформулирова¬на на основании всестороннего исследования состояния сохранности памят¬ника, по возможности определить требования, которые предъявлялись к ре¬ставрации памятников мебели в прошлом, их положительные и отрицатель¬ные стороны. Она определяет реставрационную программу и степень реставрационного вмешательства. Корректность такого подхода очевидна, так как только соблюдение этических норм на каждом этапе гарантирует качество реставрации. Стремясь к сохранению памятника, надо помнить об его исторической ценности и художественных качествах. Это, несомненно, также выдвигает определенные требования к реставрации. Следует решить, сохранять ли памятник в том виде, в котором он дошел до нас, с неизбеж¬ными следами времени, или представить таким, каким он был в момент со¬здания. Деликатное решение этого противоречия помогает уточнить цель реставрации.
Бережно относясь к исторической ценности, мы в то же время обязаны учитывать эстетическую ценность мебели, так как она часто является значительным дополнением к экспозиции художественного музея и, как правило, украшает экспозицию. Поэтому важной задачей музейной реставрации является выявление художественных достоинств мебельных памятников.
Понимая сложность и многофункциональность задач реставрации мебели, реставраторы должны стремиться внимательно анализировать состояние со¬хранности памятника, выявляя все подновления и искажения, внесенные за время его бытования. Такой кропотливый анализ позволит существенно умень¬шить вероятность реставрационных ошибок.
Современные представления о реставрации музейной мебели сформирова¬лись и в реставрационной мастерской мебели Государственного Русского му¬зея. Они определенно ориентированы на принципы, принятые в наиболее близ¬ких по материалу мастерских реставрации деревянной скульптуры и декора¬тивной резьбы. Работа постоянно контролируется Реставрационным советом музея, в состав которого входят специалисты по прикладному искусству. Кро¬ме того, безусловное знание чисто практических навыков в работе с различной мебелью на протяжении почти двух десятков лет, изучение современного со¬стояния реставрации мебели, систематизация немногочисленных отечествен¬ных и зарубежных публикаций, их анализ помогли сформулировать ряд ос-новных принципов реставрации художественной музейной мебели. Основны¬ми принципами современной реставрации деревянной и фанерованной мебели можно считать следующие.
1. Изучение памятника
Любая реставрация начинается с изучения памятника. Реставратор должен обладать исчерпывающими знаниями о материальной природе мебели, технико-технологических особенностях его изготовления и бытования, тонко чувствовать стиль эпохи. Поэтому нельзя принимать поспешных необдуманных решений. Прежде чем начать реставрацию, необходимо продумать весь процесс и составить программу проведения работ и ее обоснование, наметить приемы выполнения каждого реставрационного мероприятия. При возникновении сомнений необходимо проконсультироваться с более сведущими мастерами, посоветоваться с музейными сотрудниками, искусствоведами. Программа реставрации, предложенная реставратором-исполнителем, рассматривается, обсуждается и утверждается Реставрационным советом музея, в состав которого входят музейные хранители, научные сотрудники, заведующие другими отделами. Совет может внести пожелания и дополнения в план реставрационных мероприятии, изменить программу в процессе реставрации. Такая практика снижает возможность ошибки при проведении реставрации.
2. Определение цели реставрации
Главная цель реставрации — консервация, то есть совокупность обоснованных мероприятий, направленных на устранение причин разрушения мебели и их последствий. Такими мероприятиями являются постановка профилактических заклеек, укрепление конструкции предмета мебели, очистка предмета от поверхностных загрязнений, защита от падения прямых лучей солнечного света при хранении мебели и другие.
Другой целью реставрации является реконструкция. Реконструкция памятников проводится по сохранившимся частям. Такими частями могут быть фрагменты фанеровки, резьбы, мозаики, накладных украшений из древесины или металла, а также лаковые покрытия. Задача реконструкции заключается в воспроизведении первоначального вида, как отдельных частей, так и памятника в целом. В реставрации нам более важно сохранение подлинного предмета, ценность которого со временем возрастает. Поэтому консервация в музейной реставрации значительно предпочтительнее реконструкции.
3. Сохранение материальных основ оригинала
Любое реставрационное вмешательство должно быть логично обосновано. Необходимо сохранить максимум подлинных элементов в старой мебели. Стремиться использовать все части мебели, которые еще могут служить, и вводить наименьшее число новых элементов. Не следует заменять основу древесины, если только она не слишком поражена древесными жучками. Частично разрушенные ножки стульев, кресел лучше нарастить, даже если это будет заметно. Бережно хранить материальную основу оригинала и по возможности исключить перефанеровку. При необходимости, в случае отставания фанеровки от основы, она осторожно снимается, основа расчищается от старого задубевшего клея, а затем снятый элемент ставится на место. Шпон фанеровки заменяется в крайнем случае и только тогда, когда сильно поврежден и имеет многочисленные трещины, отверстия, повреждения, утраты. Авторское лаковое покрытие не удаляется — оно регенерируется или утоньшается.
4.Возможность повторной реставрации
В процессе реставрационной работы, даже при острой необходимости, следует избегать действий, исключающих повторную реставрацию. Также не рекомендуется применять недостаточно знакомые, непроверенные на практике материалы: клей, растворители, отделочные материалы (лаки, морилки, политуры и другие), пропиточные составы для обработки древесины, например поврежденной червоточиной. Как правило, в процессе работы используются клеи, позволяющие сделать повторную реставрацию.
Крайне нежелательно прибегать и к полной разборке мебели. Демонтаж вполне оправдан, когда собственно ее конструкция позволяет сделать это без усилий, если без этого не решается основная задача — сохранение памятника. Необходимо чрезвычайно осторожно демонтировать мебель, облицованную хрупким шпоном или мозаикой из дерева, так как эта операция может сказаться на сохранности экспоната. Кроме того, если при ее демонтаже возникнут утраты облицовки, то может случиться так, что для восполнения утрат под руками не окажется нужного материала (по древесине, текстуре, цвету), и в результате замены могут возникнуть сомнения в ее подлинности.
5. Сохранение старения материала
Необходимо помнить, что старинная мебель, выполненная из дерева, ценится, в частности, благодаря своему естественному старению. Если о принадлежности реставрируемой мебели тому или иному историческому периоду мы судим по форме предмета, характеру декора, особенностям конструкции и применяемым материалам, то о том, что вещь подлинная, а не подделка, нам может говорить состояние древесины. Несмотря на сохранность покрытия, дерево неизбежно стареет (особенно под воздействием света и воздуха), становится более темным. Первоначальный цвет (или близкий к первоначальному) деревянной поверхности мебели можно установить по сохранившемуся цвету древесины под украшениями из бронзы и деревянной резьбы. Если поверхность деревянной и фанерованной мебели полировалась шеллачной политурой, которая придает поверхности шелковистый блеск и выявляет глубину и переливчатость волокон древесины, то с годами эта глубина усиливается. Поверхность с благородной патиной отличается прозрачностью, мягкостью и глубиной тона, обычно немного темнее, чем первоначальный цвет дерева.
6. Сохранение признаков прошлой реставрации
Не следует устранять следы прошлой реставрации, так как они могут свидетельствовать о древности мебели. Отношение к мебели как к историческому памятнику должно удерживать реставратора от исправления того, что было сделано при ремонте и реставрации мебели в прошлом. Иногда при поступлении экспоната на реставрацию мастеру хочется удалить следы предшествующих реставраций и ремонтов. Следует весьма осторожно и бережно относиться к этим свидетельствам жизни памятника, так как они красноречиво говорят об изменении вкусов и требований к мебели в разные стилевые эпохи. Побудительные мотивы «художественной» реставрации и реставрации «коммерческой» часто переплетались. «Улучшение» предмета мебели иногда не только допускалось, но и приветствовалось заказчиком. Устраняя эти «ранние наслоения», можно потерять следы истории антикварной мебели.
7. Корректность реставрации
Не надо стремиться сделать реставрационные восполнения совершенно незаметным. Вместе с тем они не должны бросаться в глаза, а оставлять у зрителя впечатление цельности, гармоничности, но и сохранить первоначальные качества старинной мебели. Некоторые реставраторы считают своим долгом скрыть реставрируемые места. Для этого иногда затрачивают большие усилия со значительными материальными затратами. Имитируют червоточину, трещины на шпоне, потертости на полированной поверхности. Подделывают новые элементы (ножки) мебели под подлинные. Реставрационные дополнения должны быть деликатны, не быть видны на расстоянии. Это достигается подгонкой цветового фона и незначительными отличиями между старыми и новыми элементами мебельного изделия. Для специалистов разница старых, подлинных элементов и дополнений мебели очевидна.
8. Соответствие восстанавливаемых элементов оригиналу
Когда утрачена деталь конструкции или декоративный элемент мебели, возникает вопрос об ее восстановлении. При этом необходимо помнить: восстановленная утрата должна точно соответствовать оригиналу и выполняться в материале подлинника. Сохранившиеся идентичные и симметричные элементы используют в качестве образца и, руководствуясь ими, восполняют утрату. Так же поступают и в том случае, когда отсутствующая деталь сохранилась на другом изделии, входящим в тот гарнитур или на другом известном экземпляре. Если утраченный элемент не имеет аналогий, то его восстановление возможно, лишь после предварительного обсуждения возможных вариантов. Наиболее близкий, по мнению Реставрационного совета, может быть отобран и осуществлен. Для проведения восстановительных работ информация должна быть достоверной. Необходимо, так или иначе (цветом, фактурой, текстурой и так далее) выделять реставрационные доделки утрат, чтобы не вводить в заблуждение будущих исследователей мебели. Из-за многообразия повреждений и утрат, едва ли возможно предложить рецепты на все случаи реставрационной практики. Реставрационное вмешательство необходимо и оправдано, если без него памятнику грозит опасность разрушения или его вид сильно искажен. Так, если утрачена ножка (или ножки) стола, то ее обязательно восстанавливают, так как он теряет свои эстетические и функциональные качества.
9. Сохранение стиля
Нельзя подвергать радикальной переделке мебель и менять ее стиль. Отдельные реставраторы, под влиянием коммерческих интересов, могут переделывать, видоизменять старую мебель, делать ее, может быть, более привлекательной, более «стилевой». Они, таким образом, становятся фальсификаторами. Как известно из истории художественной мебели XVIII — XIXвеков, такой подход существовал во второй половине XIXвека. И в настоящее время этот путь не исключен — слишком велико влияние заказчика. Об этом свидетельствуют многочисленные подделки в магазинах антиквариата. Оттуда они попадают в дома неопытных коллекционеров.
Нельзя допускать повторения ошибок прошлого в отношении старинной мебели, особенно музейных памятников, представляющих историческую или художественную ценность.
10. Сбор и сохранение исторической информации
Информация о реставрируемой мебели очень важна. Она необходима для будущих поколений реставраторов, искусствоведов, хранителей фондов. Если на мебели имеются этикетки, маркировки, различные надписи и, что очень важно, личное клеймо мебельного мастера, их надо сохранить. В случае необходимости проведения реставрационных работ на детали, которая имеет эти исторические отметки, их следует оставить на своем месте. Принимая на реставрацию памятник мебели, реставратор должен собрать все сведения о месте и условиях постоянного хранения, каталожные данные о нем (автора, архитектора и мебельного мастера, время создания, материал, техника исполнения), основания для реставрации, основные сведения по истории памятника, состояние памятника при поступлении в реставрацию и записать эти данные в паспорт данного памятника. Кроме того, в паспорте записывается программа проведения работ и ее обоснование. Программа составляется на основании задания на реставрацию, принятого Реставрационным советом.
В процессе реставрации должны быть зафиксированы все действия, выполняемые реставратором, с подробным описанием операций, технологии, рецептур материалов и инструментов, иллюстративного материала (до реставрации — в процессе реставрации — после реставрации). Результаты проведенных мероприятий с описанием изменений технологического состояния, внешних изменений памятника после реставрации, уточнение атрибуции и рекомендациями по условиям дальнейшего хранения памятника также записываются в паспорт. В музейной реставрационной практике данные паспорта реставрации памятника истории и культуры являются важными архивными материалами для последующих наблюдений за состоянием экспоната после реставрации.Для творческого применения принципов и методов реставрации музейных памятников реставратор должен обладать высоким уровнем реставрационной квалификации, чувством большой ответственности за сохранение памятников культуры. Это обязывает реставратора постоянно повышать свои знания по истории мебельного искусства и технологии, в совершенстве владеть техникой обработки материалов, применяемых в изготовлении мебели. Кроме того, следует уделять большое внимание изучению современного состояния реставрации мебели, систематически анализировать отечественные и зарубежные публикации.
Из книги И. М. Мукина «Музейная реставрация мебели».