Картинные рамы в стиле Людовика XV. Рококо. О.А.Лысенко

Какие бы французские рамы мы не рассматривали – в стиле Людовика XIII или Людовика XIV, в стиле Регентства и т.д. – это всегда будут прекрасные произведения искусства, оригинальные памятники, в разное время оказавшие влияние на развитие рамочного дела различных стран, в том числе и России. Но именно в эпоху Людовика XV французское искусство создания картинных рам достигло своего пика в великолепных пышных рамах, практически скульптурах, с асимметричным резным орнаментом, которые и сегодня украшают живописные полотна во французских музеях (в частности, в Версале) и по стоимости часто приближаются к стоимости картин.

Людовик XV-илл.2

Людовик XV-илл.2

Впрочем, как и другие эпохи, эпоха Людовика XV дала несколько типов картинных рам. И один из них – весьма распространенный, нередко встречающийся на торгах антикварными рамами крупных аукционных домов (Christie’s, Sotheby’s, Bonhams, Eve) – изящные рамы с симметричным орнаментом. Профиль рам состоит из расположенного на передней (лицевой) части профиля ogee, восходящего к внешней стороне рамы и переходящего в скоцию на торцевой части. У таких рам в стиле Людовика XV ровная задняя спинка (у стены) и изогнутый передний край. Этот мягко изгибающийся край украшен узким резным орнаментальным поясом, прерывающимся нарядными картушами со сквозной резьбой, расположенными в углах и по серединам листелей. В других случаях – вместо такого узкого орнаментального пояса по внешнему краю рамы проходит легкая узкая тяга, соединяющая картуши и плавно переходящая в их декоративную композицию (Илл. 1, 2).

Илл.3-Людовик XV

Илл.3-Людовик XV

Картуши, особенно угловые, с внешней стороны (по периметру), как правило, выступают за края рамы, с внутренней – перекрывают губку фальца, выходят к самому окну рамы. Нарядная декоративная композиция картушей состоит из различной формы ракушек, кабошонов (часто – грушевидной формы), ламбрекенов, закручивающихся листьев, веток, цветов, С-образных завитков. Промежутки между угловыми и центральными декоративными композициями (картушами) на одних рамах остаются гладкими, на других украшаются сложным орнаментом (Илл. 3). Степень декорирования рамы обычно зависела от желания заказчика, его средств (рамы были дорогими, поэтому уменьшение количества резного декора уменьшало их стоимость), а также задачи художника (декоративное убранство рамы влияет на восприятие картины зрителем, старые мастера это свойство рам успешно использовали).

Подобные рамы в стиле Людовика XV являлись прекрасным украшением как женских, так и мужских портретов того времени, сочетаясь с пышными складками тканей одежды, пышными париками, а также динамичными позами портретируемых. Рамы  заказывала аристократия для украшения галерей, будуаров или салонов своих особняков.

Наконец, нельзя не упомянуть о том, что именно эти рамы оказали влияние на русских создателей рам при дворе императора Николая I. Рамы, созданные русскими мастерами в стиле Людовика XV, сегодня можно увидеть как на акварелях того времени, так и в залах Эрмитажа.

Илл.1-Людовик XV

Илл.1-Людовик XV

Во французских рамах в стиле Людовика XV, за очень редким исключением (таким исключением, например, являются рамы в галерее Petits Appartements в Версале), мы не увидим декора в виде трельяжа, который был столь распространен на рамах в стилях Людовика XIV и Регентства. Однако и для рам в стиле Людовика XV текстурирование левкаса является важным элементом декора. Так, фон внутри картушей (угловых и центральных композиций) нередко декорировался в технике punched, либо цировками по левкасу (см. Илл. 1). Кроме того, идущий около окна узкий фриз декорировался песком, а на внутреннем (по губке фальца) резном орнаментальном поясе в виде листьев фон прорабатывался параллельными друг другу мелкими цировками. Текстурированная поверхность создавала дополнительную светотеневую игру на поверхности рамы. Это имело особенно важное значение для вершины стиля Людовика XV – рам с асимметричным орнаментом. Декоративное убранство таких рам основывалось на прихотливых рокайльных композициях, сложных силуэтах, непрерывном динамичном движении соединяющихся или переплетающихся друг с другом элементов резного орнамента. Глубокие цировки являются одним из главных декоративных элементов в этих рамах. Кроме того, цировки здесь не только создают энергичную светотеневую игру, но также подчеркивают прекрасную пластику форм объемного скульптурного резного орнамента рам.

Специалист по западноевропейским картинным рамам Линн Робертс очень образно охарактеризовала этот тип обрамлений, написав: «Освобожденная от прямых линий рама растворилась в контрапункте дугообразных линий». Часто причудливый резной орнамент рам этого типа, состоящий из рокайлей, веток, цветов, С и S-образных завитков, «языков пламени», образует столь фантастически прекрасную скульптурную композицию, что взгляд может бесконечно долго скользить по периметру рамы, наслаждаясь превосходными формами, выполненными лучшими резчиками по рисункам талантливых художников-орнаменталистов (таких, как Н. Пино).

Илл. 4

Илл. 4

Часто подобные рамы создавались по специальным заказам в дополнение к живописным полотнам для определенных апартаментов. Так, оригинальная резная рама (Илл. 4) была создана к произведению Н.Ланкре «Невинность» для апартаментов фаворитки Людовика XV герцогини де Шатору в Версале. Окно рамы образует изысканный асимметричный силуэт,  которому вторит сложный резной абрис рамы. В декоративной композиции доминируют восемь рокайльных картушей в форме стилизованных раковин.

В заключение необходимо отметить, насколько важную роль играло золочение в общем декоративном убранстве рам в стиле Людовика XV. Золочение всегда выполнялось двух видов – матовое (мягко мерцающее) и глянцевое (ярко сияющее). Матовой позолотой покрывался фон, тогда как глянцевой золотились отдельные резные детали. Таким образом, искусно выполненное золочение подчеркивало красоту резного орнамента рамы, являвшейся одним из лучших украшений изысканных интерьеров эпохи Людовика XV.

 
О.А.Лысенко